Фрагмент для ознакомления
2
Билет №5.
Вопрос 1. Вопросы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского.
Основоположник русской педагогики в середине XIX века, К.Д. Ушинский, осознано и отрефлексировал развитие речи, включая связную речь, как педагогический и методический феномен.
Его работа по вопросам развития речи находит свое отражение в учебных книгах «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).
Создавая систему обучения родному языку, К.Д. Ушинский выдвигает основные принципы, согласно которым язык является результатом взаимодействия на человека объективного мира и его отношения к нему.
К.Д.Ушинский является одним из основоположников научной педагогики и методики начального обучения в России. В своих работах он уделял большое внимание вопросам развития речи у детей, считая, что речь является основой умственного развития и средством общения между людьми.
Основные положения методики развития речи, разработанные К.Д. Ушинским:
1.Развитие речи должно быть тесно связано с умственным развитием ребёнка.
Речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Поэтому развитие речи должно осуществляться в единстве с развитием мыслительных способностей ребёнка.
2.Речь должна быть живой и образной.
К.Д. Ушинский считал, что дети должны учиться говорить на родном языке правильно, ясно и выразительно. Для этого необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, которые способствуют развитию речи.
3.Необходимо развивать у детей умение слушать и понимать речь других людей.
Это умение является необходимым условием для успешного общения и взаимодействия с окружающими.
4.Нужно учить детей выражать свои мысли и чувства словами.
Это поможет им лучше понимать себя и других людей, а также более точно и полно выражать свои мысли.
5.Важно развивать у детей интерес к чтению и книгам.
Чтение книг является одним из наиболее эффективных способов развития речи и мышления у детей.
6.Следует использовать различные виды упражнений для развития речи.
К ним относятся упражнения в составлении рассказов по картинкам, пересказывании прочитанного, ответах на вопросы и т. д.
7.Особое внимание следует уделять развитию устной речи.
Устная речь является основной формой общения между людьми, поэтому её развитие имеет важное значение для формирования личности ребёнка.
8.Необходимо учитывать возрастные особенности детей при выборе методов и приёмов развития речи.
Методы и приёмы развития речи должны соответствовать уровню развития ребёнка и его интересам.
9.Важную роль в развитии речи играет семья.
Родители должны создавать условия для речевого развития ребёнка, разговаривать с ним, читать ему книги и отвечать на его вопросы.
10.Для успешного развития речи необходимо единство требований всех участников образовательного процесса.
Воспитатели, учителя и родители должны действовать согласованно, чтобы обеспечить ребёнку необходимые условия для развития речи.
Эти положения легли в основу современной методики развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они актуальны и сегодня, так как отражают основные принципы и подходы к развитию речи, которые являются важными для формирования полноценной личности ребёнка.
Вопрос 2. Диагностика речевого развития детей (понятие, принципы, требования) как условие дифференциации и индивидуализации образовательного процесса
Дальнейшее углубление в понимание диагностики речевого развития у детей объявляется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как средство для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Согласно документу, в процессе реализации специальных программ заботливое внимание уделяется выявлению индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, что позволяет эффективно планировать дальнейшие шаги в воспитательной работе.
В этом документе указывается, что диагностика — это комплекс методик, который используется для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой. Результаты диагностики (мониторинга) могут быть использованы только для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования, включая поддержку ребенка, построение его образовательного пути или профессиональную коррекцию особенностей его развития, а также оптимизацию работы с группой детей. В организации диагностической работы выделяются несколько принципов.
Для того, чтобы проводить диагностику, необходимо соблюдать законность и руководствоваться научными исследованиями. Документы, такие как «Конвенция о правах детей», законы об образовании и договора с Билет №5.
Вопрос 1. Вопросы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского.
Основоположник русской педагогики в середине XIX века, К.Д. Ушинский, осознано и отрефлексировал развитие речи, включая связную речь, как педагогический и методический феномен.
Его работа по вопросам развития речи находит свое отражение в учебных книгах «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).
Создавая систему обучения родному языку, К.Д. Ушинский выдвигает основные принципы, согласно которым язык является результатом взаимодействия на человека объективного мира и его отношения к нему.
К.Д.Ушинский является одним из основоположников научной педагогики и методики начального обучения в России. В своих работах он уделял большое внимание вопросам развития речи у детей, считая, что речь является основой умственного развития и средством общения между людьми.
Основные положения методики развития речи, разработанные К.Д. Ушинским:
1.Развитие речи должно быть тесно связано с умственным развитием ребёнка.
Речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Поэтому развитие речи должно осуществляться в единстве с развитием мыслительных способностей ребёнка.
2.Речь должна быть живой и образной.
К.Д. Ушинский считал, что дети должны учиться говорить на родном языке правильно, ясно и выразительно. Для этого необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, которые способствуют развитию речи.
3.Необходимо развивать у детей умение слушать и понимать речь других людей.
Это умение является необходимым условием для успешного общения и взаимодействия с окружающими.
4.Нужно учить детей выражать свои мысли и чувства словами.
Это поможет им лучше понимать себя и других людей, а также более точно и полно выражать свои мысли.
5.Важно развивать у детей интерес к чтению и книгам.
Чтение книг является одним из наиболее эффективных способов развития речи и мышления у детей.
6.Следует использовать различные виды упражнений для развития речи.
К ним относятся упражнения в составлении рассказов по картинкам, пересказывании прочитанного, ответах на вопросы и т. д.
7.Особое внимание следует уделять развитию устной речи.
Устная речь является основной формой общения между людьми, поэтому её развитие имеет важное значение для формирования личности ребёнка.
8.Необходимо учитывать возрастные особенности детей при выборе методов и приёмов развития речи.
Методы и приёмы развития речи должны соответствовать уровню развития ребёнка и его интересам.
9.Важную роль в развитии речи играет семья.
Родители должны создавать условия для речевого развития ребёнка, разговаривать с ним, читать ему книги и отвечать на его вопросы.
10.Для успешного развития речи необходимо единство требований всех участников образовательного процесса.
Воспитатели, учителя и родители должны действовать согласованно, чтобы обеспечить ребёнку необходимые условия для развития речи.
Эти положения легли в основу современной методики развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они актуальны и сегодня, так как отражают основные принципы и подходы к развитию речи, которые являются важными для формирования полноценной личности ребёнка.
Вопрос 2. Диагностика речевого развития детей (понятие, принципы, требования) как условие дифференциации и индивидуализации образовательного процесса
Дальнейшее углубление в понимание диагностики речевого развития у детей объявляется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как средство для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Согласно документу, в процессе реализации специальных программ заботливое внимание уделяется выявлению индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, что позволяет эффективно планировать дальнейшие шаги в воспитательной работе.
В этом документе указывается, что диагностика — это комплекс методик, который используется для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой. Результаты диагностики (мониторинга) могут быть использованы только для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования, включая поддержку ребенка, построение его образовательного пути или профессиональную коррекцию особенностей его развития, а также оптимизацию работы с группой детей. В организации диагностической работы выделяются несколько принципов.
Для того, чтобы проводить диагностику, необходимо соблюдать законность и руководствоваться научными исследованиями. Документы, такие как «Конвенция о правах детей», законы об образовании и договора с